воскресенье, 29 марта 2009 г.

Увлекательные кротоны

8 лет назад обнаружил среди хлынувших в нашу страну голландских растений, растение, о существовании которого раньше не догадывался. В то время скудный ассортимент голландских сортов кодиеумов поразил меня разнообразием вариаций форм, размеров и расцветок листьев. Впоследствии кодиеум стал одним из самых продолжительных моих коллекционирований. К моему удивлению, кротоны оказались еще и древовидными растениями. Несколько приобретенных сортов сразу же разместилось у меня на подоконнике.
Когда я увидел, что некоторые из них собрались цвести, сразу же возник вопрос о возможности перекрестного опыления. Первые опыты оказались неудачными – завязи не образовались, и я уже стал подумывать, что это не сорта - а разные виды. Но наконец-то, удача мне улыбнулась. Однажды, взяв напрокат у своего знакомого цветущее растение сорта Nervia (с черными листьями в красных прожилках),
Материнское растение Codiaeum variegatum "Eureka"
раньше поступал в продажу под названием "Nervia"
я опылил его трезубцем с желтым крапом (название сорта которого до сих пор остается для меня загадкой).
Отцовское растение Codiaeum variegatum культивар из Голландии

Долго ждать не пришлось, через некоторое время на Nervia красовалась целая гроздь, завязавшихся плодов, состоящих из коробочек, внутри которых было по 2-3 семечки, похожих на семя конопли.

И вновь кротоны удивили меня своим поведением - при созревании коробочки растрескивались, семена выстреливали и разлетались в разные стороны. Из с трудом собранной половины взошло одно семечко.

Как выяснилось позже, процессу посадки нужно уделять гораздо больше внимания. Так как семена не были замочены и были посажены в непростерилизованную землю, время ожидания всходов затянулось, что с радостью восприняли личинки вездесущей черной мушки, которые с удовольствием их и съели. Поделюсь сегодняшним опытом – семена нужно замачивать в воде до их набухания и растрескивания, или до момента, когда они утонут. Затем они помещаются в наполовину заполненный стакан с вермикулитом, увлажняются, сверху натягивается пленка (от случайных залетных мушек). Позже всходы пересаживаются в маленький стаканчик с землей, который ставится в стакан большего размера, сверху натягивается пленка.

Закончу о технологии и вернусь к нашему первому всходу. С замиранием ждал появления каждого нового листика. Сначала они были зеленые обычной формы (как у фикуса бенджамина). Затем кодиеумёнок подрос, листья стали расти трезубцами в горошек (как папа) и черными (как мама). В результате я получил растение с черными в красный крап листьями, унаследовавшее разные признаки от своих родителей. Этот культивар до сих пор занимает почетное место в моей коллекции.
Codiaeum variegatum культивар, полученный при скрещивании

1 комментарий:

  1. Шикарный культивар! Папа похож на Крегги, но зелёный. Может, Мексиканец?

    ОтветитьУдалить